Солнц, воин не нарушает заповедь "не убий", если ты о ней. Глагол на библейском иврите, употребляющийся в этом месте, не означает лишать жизни человека вообще. Он означает убивать как субъекта, убивать по личным мотивам. Как Каин Авеля. Много воевавший царь Давид не нарушает эту заповедь, убивая врагов, он нарушает ее только один раз - когда посылает на смерть Урию, потому что хочет взять себе его жену Вирсавию. Евреи, побивавшие камнями преступника, не нарушали эту заповедь. Именно с этим смыслом она перешла в христианство. Помнишь, я тебе говорила об этом, когда мы обсуждали различие между личной этикой и христианской и то, что очень легко приписать христианству свою личную этику? Я еще тогда говорила, что палач не нарушает заповедь "не убий", а дуэлянт нарушает. Вот как раз потому, что палач просто выполняет закон, личных мотивов у него при этом нет и личность преступника для него неважна, а для дуэлянта - еще как важна, он выясняет личные отношения именно с этим конкретным человеком.
Ортодоксальное христианство очень плохо относится к слепому пацифизму, не к миротворцам, те блаженны и унаследуют Царствие Небесное, а именно к тем, кто не готов брать оружие в руки ни из каких соображений в принципе, ничего другого при этом с конфликтом тоже не делая. Очень строго соблюдающие евреи тоже не служат в ЦАХАЛ не потому, что им нельзя убивать врагов Израиля, а потому, что ни одна армия не в состоянии обеспечить все те бытовые ограничения, которые они соблюдают.
Понятно, что ты не иудей и не христианин и у тебя своя этика. Но помнишь, ты мне как раз в связи с этим говорил про то, что с твоей кочки нельзя убивать, если не рискуешь в той же мере. Так очевидно же, что воин как раз рискует в той же мере, что и противник. Нет никакой скверны на защитнике своей земли, солнц, защитник своей земли чист, с какой точки зрения ни посмотри. Но да, это лиминальное состояние, конечно. Перестало иметь значение все, кем и чем ты был в мирной жизни.
(no subject)
Date: 2024-10-24 11:08 am (UTC)Глагол на библейском иврите, употребляющийся в этом месте, не означает лишать жизни человека вообще. Он означает убивать как субъекта, убивать по личным мотивам. Как Каин Авеля. Много воевавший царь Давид не нарушает эту заповедь, убивая врагов, он нарушает ее только один раз - когда посылает на смерть Урию, потому что хочет взять себе его жену Вирсавию. Евреи, побивавшие камнями преступника, не нарушали эту заповедь.
Именно с этим смыслом она перешла в христианство. Помнишь, я тебе говорила об этом, когда мы обсуждали различие между личной этикой и христианской и то, что очень легко приписать христианству свою личную этику? Я еще тогда говорила, что палач не нарушает заповедь "не убий", а дуэлянт нарушает. Вот как раз потому, что палач просто выполняет закон, личных мотивов у него при этом нет и личность преступника для него неважна, а для дуэлянта - еще как важна, он выясняет личные отношения именно с этим конкретным человеком.
Ортодоксальное христианство очень плохо относится к слепому пацифизму, не к миротворцам, те блаженны и унаследуют Царствие Небесное, а именно к тем, кто не готов брать оружие в руки ни из каких соображений в принципе, ничего другого при этом с конфликтом тоже не делая.
Очень строго соблюдающие евреи тоже не служат в ЦАХАЛ не потому, что им нельзя убивать врагов Израиля, а потому, что ни одна армия не в состоянии обеспечить все те бытовые ограничения, которые они соблюдают.
Понятно, что ты не иудей и не христианин и у тебя своя этика. Но помнишь, ты мне как раз в связи с этим говорил про то, что с твоей кочки нельзя убивать, если не рискуешь в той же мере. Так очевидно же, что воин как раз рискует в той же мере, что и противник.
Нет никакой скверны на защитнике своей земли, солнц, защитник своей земли чист, с какой точки зрения ни посмотри. Но да, это лиминальное состояние, конечно. Перестало иметь значение все, кем и чем ты был в мирной жизни.